Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 3 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.51.78.019
УДК: 159.9.072
ББК: 88.42
Е. А. Шерешкова ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. В. Коновалова ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗВЕНЬЕВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты корреляционного исследования звеньев саморегуляции и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Юношеский возраст является периодом активного становления ресурсов жизнеспособности, важными из которых выступают копинг-стратегии и саморегуляция. Целью исследования являлось выявление половых различий взаимосвязи звеньев саморегуляции и копинг-стратегий в юношеском возрасте.

Материала и методы. В исследовании были использованы опросники. С целью корреляционного анализа был применен коэффициент корреляции Пирсона, для выявления значимости различий был использован критерий Стьюдента. В исследовании приняли участие девушки (n=107) и юноши (n=70).

Результаты. Результаты исследования показали, что у девушек звенья саморегуляции положительно коррелируют с копингом, ориентированным на разрешение проблемы и отрицательно – с избегающим копингом, частично – с эмоционально-ориентированным копингом. У юношей звенья саморегуляции положительно коррелируют с эмоционально-ориентированным копингом и отрицательно – с избегающим копингом, частично – с копингом, ориентированным на разрешение проблем.

Обсуждение. Полученные результаты позволяют понять взаимосвязь внутренних ресурсов жизнеспособности в юношеском возрасте и их половые различия.

Заключение. Делается вывод о наличии взаимосвязи звеньев саморегуляции и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Выявлены половые различия этой взаимосвязи.

 

Ключевые слова

копинг, копинг-поведение, копинг-стратегии, саморегуляция, звенья саморегуляции.

 

Основные положения

-         у девушек и юношей преобладают следующие способы преодоления трудных жизненных ситуаций: самоутверждение, психомышечная релаксация, контроль над ситуацией, самоконтроль, позитивная самомотивация;

-         у девушек и юношей наиболее выраженными являются звенья саморегуляции: планирование и гибкость;

выявлены положительные и отрицательные корреляционные связи между звеньями саморегуляции и копинг-стратегиями у юношей и девушек.

Цитировать публикацию

Шерешкова, Е. А.  ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗВЕНЬЕВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ [Текст] / Е. А. Шерешкова, О. В. Коновалова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  3. — С. 275-298. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.51.78.019.

Библиографический список
  1. Folkman S., Lazarus R. S., Gruen R. J., & DeLongis, A. (1986). Appraisal, coping, health status, and psychological symptoms. Journal of Personality and Social Psychology, 50(3), 571–579.
  2. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 296 с.
  3. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y., 1991. C. 207-227.
  4. Авраменко Н. Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 147-152.
  5. Анненкова Е. А. Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий и выбора стратегий совладания // Российский психологический журнал. 2009. №5. С. 49-51.
  6. Ramos F. P., Enumo S. R., Pereira de Paula K. M. (2015) Motivational Theory of Coping: A developmental proposal for the analysis of coping with stress Estud. psicol. (Campinas) vol.32 no.2 Campinas abr./jun. http://dx.doi.org/10.1590/0103-166X2015000200011.
  7. Holmgren R., Nilsson Sundström E., Levinsson H., Ahlström R. Coping and financial strain as predictors of mental illness in over- indebted individuals in Sweden(2019 ) Scandinavian Journal of Psychology 60(1), с. 50-58. https://doi.org/10.1111/sjop.12511.
  8. Orgeta, V. & Orrell, M. (2014). Coping styles for anxiety and depressive symptoms in community‐dwelling older adults. Clinical Gerontologist, 37, 406–417. https://doi.org/10.1080/07317115.2014.907590.
  9. Roohafza, H. R., Afshar, H., Keshteli, A. H., Mohammadi, N., Feizi, A., Taslimi,
    M. & Adibi, P. (2014). What's the role of perceived social support and coping styles in depression and anxiety? Journal of Research in Medical Sciences, 19, 944. http://dx.doi.org/ 10.4103/2277-9175.190938.
  10. Panicker, A.S., Ramesh, S. (2019) Psychological status and coping styles of caregivers of individuals with intellectual disability and psychiatric illness Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities 32(1), с. 1-14 https://doi:10.1111/jar.12496.
  11. Stevenson, J.C., Millings, A., Emerson, L.-M. (2019) Psychological Well-being and Coping: the Predictive Value of Adult Attachment, Dispositional Mindfulness, and Emotion Regulation Mindfulness 10(2), с. 256-271 https://doi.org/10.1007/s12671-018-0970-8.
  12. Зеер Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69-76.
  13. Поваренков Ю. П., Шагарова И. В. Личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы // Ярославский педагогический вестник. 2006.
    №2. С. 44-51.
  14. Банщикова Т. Н., Соколовский М. Л. Особенности взаимосвязи показателей осознанной саморегуляции и параметров совладающего поведения у российских и зарубежных студентов в условиях аккультурации // Образование личности. 2017. № 4. С. 114-121.
  15. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121-127.
  16. Ледовская Т. В., Резчикова О. А. Динамика защитного и совладающего поведения студентов на разных курсах обучения // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 194-200.
  17. Банщикова Т. Н., Соколовский М. Л. Копинг-стратегии в структуре осознанной саморегуляции: кросскультурные характеристики // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии Результаты и перспективы развития. Отв. ред.
    А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. Москва, 2017. С. 423-431.
  18. Авраменко Н. Н. Роль рефлексивных процессов в выборе стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 3.
    С. 128-132.
  19. Панькина Д. С., Алаева М. В. Копинг-стратегии психологов-первокурсников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2015. № 1.
    С. 190-195.
  20. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Психологические особенности взаимосвязи прогностических способностей и саморегуляции поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 46-52.
  21. Ветрова И. И. Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля поведения и психологических защит // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 135-138.